Как шутили и шутят про Америку в СССР и России

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined index: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Главным фанатом юмора СССР был Рональд Рейган.

и месяцы они добирались до кухонь и коммунальных квартир, а там как повезет: за какие-то потом судили и даже сурово наказывали, а другие политики и генсеки собирали в свои личные коллекции.

Чаще всего шутки про американцев в СССР 60-х и 70-х годов не высмеивали Штаты. Над Штатами спокойно подтрунивали, а вот над собственной властью чуть ли не издевались. На фоне бесконечной и изматывающей гонки с Америкой анекдоты показывали, как утомилась страна от пропаганды и головотяпства собственной верхушки – как начальников, так и партийных лидеров.

***

Американцы много лет готовили резидента для работы в СССР.

Его легенда была разработана блестяще. Наконец его забросили с самолета на советскую территорию, и он вышел из лесу, одетый в ватник и кепку. Зайдя во двор избы, он попросил у бабки напиться.

– А ты, милок, не шпиен ли будешь?

– С чего ты взяла, бабка?

– Да мы в наших краях негров отродясь не видали!

***

Со временем советские анекдоты вышли за границы Союза и стали известны на весь мир. Главным фанатом юмора СССР был Рональд Рейган. По легенде, одним из поручений сорокового президента Госдепартаменту было собирать советские шутки и присылать их к нему на стол в форме еженедельных отчетов. К концу второго срока у Рейгана была на руках, возможно, крупнейшая в мире коллекция советского политического юмора – больше 15 тысяч историй и шуток.

***

– Василий Иваныч! Американцы высадились на Луне!

– Хорошо, Петька, вон куда мы их загнали!

***

 

Политолог Константин Калачев объясняет существование и роль советских анекдотов и юмора в целом как средства борьбы с национальными страхами и комплексами. Смех, по его мнению, может быть как средством уничтожения карьер, так и методом выпуска пара в напряженных социальных ситуациях: «Существует множество политических анекдотов. Что тогда, в СССР, что сейчас. Надо понимать, что юмор – народное творчество. Это то, что создается народом и на него же влияет. Их очень трудно ввести искусственно, какими-то креативными группами».

Евгений Петросян. Петросян шутил про американцев в 90-е. Шутил достаточно много, хотя и специализировался больше на бытовых монологах. Правда, все его фельетоны, посвященные жителям США, выходили из-под пера Михаила Задорнова. Тогда проблемы внутри страны волновали сатириков и юмористов куда больше, чем в сытые нулевые, а потому, задевая американцев, Петросян все же больше смеялся над собой и над нами. Американцы при этом в монологе очень хотели развала СССР, но мы тут как-то сами справились. А теперь они хотят выжать из России все соки, но мы, не прикладывая никаких усилий, американцам ничего не возвращаем, но и сами живем не лучшим образом. Правда, всегда видим в своем положении что-то хорошее.

Михаил Задорнов. Михаил Задорнов в принципе сделал себе карьеру и имидж на шутках про американцев. Основой его монологов всегда являлось противопоставление русской смекалки и американской неприспособленности к жизни. Задорновское «Ну, тупые!» ушло в народ и стало мемом до того, как появилось само понятие «мем». Шутка ли, именно из-за этих монологов сатирику, по его словам, запрещен въезд в США, еще до всяких там докладов НАТО.

Новые русские бабки и Кривое зеркало. Выпорхнувшие из-под крыла Петросяна на его же большую сцену «Новые русские бабки» не могли обойти такую популярную у телевизионного зрителя тему. А потому в свойственной «Кривому зеркалу» манере – с переигрыванием, простейшими шутками без слома и издевками над непривычными для русского слуха американскими именами и фамилиями – проходятся по все тем же неспособным понять уклад русской жизни и не привыкшим к нашему подходу к решению проблем янки.

КВН. Юмор кавээнщиков всегда был куда более политизированным и замешанным на актуальных инфоповодах. Поэтому неудивительно, что именно на эту юмористическую программу и обратили такое пристальное внимание аналитики из НАТО. Команды всегда шутили над попытками Америки влиять как на геополитическую ситуацию в мире, так и над стремлением протянуть свои руки в российские внутренние вопросы. А потому не стеснялись ставить Америку на место, что в 2003 году, что в наше время. Команда из МГИМО, которую в НАТО посчитали «главным оружием машины юмористической пропаганды», действительно сделала массу номеров, демонстрирующих американских телеведущих, боящихся мощи России, а потому пытающихся безрезультатно высмеивать масштабы, мощь и культурные ценности страны.

Comedy Club. Выпустившиеся из КВН, создали новый проект, в котором стали шутить гораздо острее, а потому и позволять себе шутки стали гораздо жестче и острее. А так как «Камеди» заявляет о себе как о ярком, модном и молодежном проекте, шутить надо о том, что модно. Шутки про Америку изначально строились на стереотипах россиян об американцах и представлениях о русских, живущих в Америке.

Со временем политических номеров становилось больше, в зависимости от модных тем. После появления в качестве резидента «Камеди» Дмитрия Грачева, являющегося двойником Владимира Путина, понятное дело, и политических номеров стало в разы больше. Все крупные проблемы, связанные с российско-американскими отношениями, тут же находят свое отражение в номерах. Поэтому если руководить страной теперь будет Дональд Трамп, который никогда не занимал никакого крупного политического поста, то он и вести себя будет нелепо, и на встрече с Путиным тушеваться и побаиваться, даже играя в «Крокодила».

Stand-Up. Стендап как жанр очень долго не мог устаканиться и стать популярным в России. Но в итоге все эти юмористы, оттачивавшие свое мастерство по клубам и закрытым вечеринкам, добрались до телеэкранов. А потому и рубить стали жестче. Правда, сам жанр подразумевает наблюдения, основанные на собственном опыте, а потому монологи чуть меньше стали строиться на обсуждениях пространных вещей и спускаются до уровня санкций, возмущений американцев и европейцев ущемлением прав в России и всего, о чем каждый день можно услышать с экрана телевизора.

Разговоры об использовании юмористических программ с целью пропаганды разбиваются, к слову, стендапами, например, Павла Воли в США. Где он все так же шутит про Россию и Америку, естественно, делая упор на проблемах, понятных русскоязычным американцам, задевая как Россию, так и США.

Юрий Крук

Rate this article: 
No votes yet