Когда и почему полиция может применять оружие?

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined index: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Дырявые данные представляют вызов администрации Обамы: нет статистики применения силы полицией.

Только с 2013 года в опросах министерства юстиции, проверяющих деятельность полицейских департаментов страны, появилась рубрика о том, как часто полицейские применяют силу. До 2013 все это, как говорится, было покрыто мраком неизвестности.

Сейчас спустя год после убийства в Фергюсоне, полицией безоружного негра-юноши 18 лет Майкла Брауна президент Обама и его соратники глубоко сожалеют по поводу того, что они не имеют ответов на такие вопросы. А без них вести обсуждение расовых и политических вопросов равносильно гаданию на кофейной гуще.

Опросы американского минюста могли бы раскрыть в какого типа городах доминирует полицейское насилие, в бедных или богатых районах, в городах или сельских местностях?

Но вот, когда в прошлом месяце были опубликованы статистические данные без предварительного общественного предупреждения, то выяснилось, что они почти бесполезные. Почти все полицейские департаменты объявили, что они прослеживали стрельбу своих копов, но их статистика оказалась ненадежной. Некоторые города описывали эпизоды избиения подозреваемых или «опрокидывания» на землю. Другие нет. А некоторые департаменты, включая таких больших городов как Нью-Йорк, Хьюстон, Балтимор и Детройт, или заявляли, что не знают сколько раз их полицейские использовали силу, или просто отказывались сообщать об этом. Как считают, это сделало бессмысленным любой анализ полученной статистики.

Такая дырявая статистика представляет вызов администрации Обамы. Оказывается, она может требовать лучшей статистики, но не имеет, слушайте, слушайте! власти требовать от полицейских департаментов ее ведения! Те департаменты, которые ведут учет, не обязаны публиковать его!

Когда расследователи минюста по гражданским правам ознакомились с работой департаментов, которая иначе не стала бы достоянием общественности, они нашли в ней свидетельства грубого нарушения существующих правил.

Так в Сиэттле расследователи ознакомились с докладами департаментов об использовании силы и нашли, что из каждого пятого эпизода один представлял ее сверхмерное применение. В Албукерке расследователи пришли к выводу, что в большинстве случаев применение огнестрельного оружия в 2012-2013 годах было неоправданным. Многие видео подтвердили такую же картину в городах Цинциннати и Чарльстоне, а также на Стэйтен-Айленде и во многих других местах.

Но все эти расследования велись исключительно в тех случаях, когда под подозрением находилась их конституционность. По словам полицейских, видео не отражают десятки миллионов схваток, которые происходят у них с гражданскими лицами ежегодно. Согласно федеральным подсчетам, проведенным с «достаточным основанием», сила полицией применяется «очень редко». Но эти «очень редко» по сравнению с десятками миллионов столкновений.

Администрация Обамы, конечно, пытается «обучать» полицию тому, как надо вести себя с этническими меньшинствами, но с искаженной статистикой такое «обучение» никаких плодов не приносит, в особенности когда полиция применяет огнестрельное оружие. «Это просто национальный позор, – говорит профессор криминалистики Университета Южной Каролины Джебфри Альперт, который часто консультирует минюст США. – Сейчас ваши знания ограничиваются только тем, что вы узнаете на YouTube.

Еще 20 лет назад Конгресс приказал минюсту составлять национальную статистику о чрезмерном применении силы полицией. Но как показывают нынешние данные своим неумением или нежеланием, этот приказ почти не выполняется. Дело в том, что в США имеются 18000 полицейских департаментов – штатов и локальных, и сбор информации у них практически невозможен.

Многие полицейские департаменты обзавелись компьютерами, но почти никто не использует их для изучения поведения полицейских. В тех департаментах, в которых полицейские обязаны докладывать о применении ими силы, это происходит нерегулярно. Компьютеры заменяет бумага. Среди больших полицейских департаментов лишь немногим более половины документируют индивидуальное применение силы. И лишь одна пятая делает это по всем правилам. Столько же департаментов отказываются докладывать о том, как они составляют и составляют ли свою статистику. Как говорит Кидеук Ким, специалист из Урбанистического института, департаменты «не очень желают говорить о том, сколько инцидентов было у них».

В частных беседах руководители департаментов признаются, что они не хотят предоставлять минюсту статистику, которая может быть использована против них. В Нью-Йорке в прошлом году начальник городской полиции Вильям Брэттон представил графическую схему, согласно которой полицейские применяют силу меньше, чем 20 лет назад. Но отвечая на вопросник минюста, полиция Нью-Йорка призналась в том, что не знает сколько раз ее сотрудники применяли силу.

Разные города рассматривают применение силы по-разному. В Нью-Йорке ведут счет тому какое орудие применяется в ходе ареста – огнестрельное, дубинки, перцовые спреи, физическая сила. Остановка подозреваемого и его обыск в счет не идут, а посему арестом не считаются. Не считается арестом и задержание психически нездорового человека. Вот почему Нью-Йорк не мог ответить минюсту, сколько инцидентов имели место с применением силы. Именно такое заявление сделал споуксмен нью-йоркской полиции Стефен Дэвис. Наработки о применении силы департамент решил не публиковать.

По мнению Альперта, федеральное правительство нуждается в том, чтобы к требованиям статистических данных оно прилагало какие-то поощрительные предложения, чтобы получать надежную информацию. Например, денежные гранты. Сейчас в минюсте специалисты пытаются наладить работу, чтобы «надежно подсчитывать», сколько человек умирают по стране во время арестов и предварительного заключения. Не поздно ли, джентльмены. Ожидается, что первые неполные результаты поступят через полтора года.

В мае специальная команда Белого дома рекомендовала всем полицейским департаментам опубликовать статистику об использовании силы. Но вместо того, чтобы потребовать исполнения этой рекомендации, Белый дом стал осуществлять на добровольных началах «обучение» департаментов этому.

Некоторые полицейские департаменты ссылаются на то, что у них нет денег и персонала для публикации своей статистики. Белый дом исходит из того, что если некоторые департаменты добровольно станут публиковать статистику применения силы, то остальные последуют за ними. Все 18000?!

Итак, если даже президент Обама не может добиться получения от полицейских департаментов статистики о применении силы, то мои попытки в этом направлении тем более ненадежны.

Мэлор Стуруа

Когда полицейские могут применять оружие?

Комментирует адвокат из Хьюстона Алексей Тарасов.

В фильмах мы часто видим картину, как правонарушитель бросается бежать, а полицейские вслед ему открывают шквальный огонь. В действительности такого быть не должно. Основные правила, которые определили суды для применения оружия полицейским состоят в трех пунктах. Полицейский должен иметь достаточное основание для подозрения, что было совершенно именно серьезное правонарушение. Полицейский должен применять оружие только для того, чтобы избежать существенного риска смерти или других серьезных телесных повреждений. И, наконец, он должен взвесить пропорциональность применения силы оружия.

Для примера расскажу классический случай. Полицейский прибыл на место преступления в жилой дом.  Он услышал, как хлопнула дверь и увидел, как кто-то побежал от дома. Был поздний вечер. Полицейский кинулся вслед за подозреваемым. Он догнал его у забора, через который подозреваемый перепрыгнуть не смог. Подозреваемый сидел под забором, в руках у него не были никаких предметов, а также не было оружия. Полицейский приказал ему встать. Парень встал и опять кинулся на забор, пытаясь перепрыгнуть. В этот момент полицейский выстрелил ему в голову и убил.

Несмотря на очевидные попытки побега и невыполнение требований полицейского, действия сотрудника полиции были признаны неправомерными. Позднее выяснилось, кстати, что парень украл в доме 10 долларов и какую-то небольшую вещь.

Хотя у офицера было основание подозревать этого человека в ограблении дома, но у него не было необходимости применять оружие. Сам по себе побег не означает смертельной угрозы полицейскому или кому-то другому.

Здесь в Америке многие бывшие россияне рассказывают легенды, что запросто можно применять оружие для защиты себя или своей собственности. Например, говорят, что, если кто-то без спросу вошел в ваш дом – вы вправе в него стрелять. Один человек меня прямо спросил, когда кто-то пытался забраться к нему в гараж ночью, может ли он применять оружие.

Можно, но не всегда, а только в особых случаях. Самозащита в этом смысле работает примерно также, как и для полицейского. То есть должна быть реальная угроза вашей жизни или вашему здоровью. Само по себе похищение вещей, особенно, если это делают преступники без всякого оружия – еще не повод примять оружие против них непосредственно. Тем более нельзя стрелять в тех людей, которые кинулись бежать, обнаружив хозяев дома. Это не является правом на самозащиту.

Валерий Грибанов

Rate this article: 
No votes yet