Мы еще потанцуем!

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined index: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

Листая ветеранский альбом  перед 70-летним юбилеем Победы.

Я люблю бывать в гостях у наших ветеранов – участников Великой Отечественной войны. За 25 лет своего проживания в США пропустила, кажется, всего один год, когда День Победы отмечала в командировке на Сахалине, а не в Доме Голдберга, где живут многие ветераны. Не раз слышала рассказы ветеранов о том, как оказались они так далеко от места, где родились, женились, воевали… День Победы в Хьюстоне всегда проводит местное отделение ветеранов. В свое время в Хьюстоне общества ветеранов не было, но было Всеамериканское общество участников Второй мировой войны. Потребовались небольшие усилия группы энтузиастов - советских ветеранов (Борис Житц и Александр Кристалл) и Хьюстонское отделение Всеамериканской Ассоциации ветеранов Второй мировой войны было зарегистрировано как некоммерческая организация. Ежегодно выбирается президент, есть Совет ветеранов, идет работа: встречи, концерты, просмотры фильмов. День Победы – 9 мая – святой день. К ветеранам приходят дети, внуки, гости…

Один знакомый отметил, что когда он находится в компании ветеранов, то заряжается от них энергией. Они могут без устали танцевать, веселиться, шутить и смеяться, в то время, как он (средних лет) усталый и безразличный, сидит в углу, словно придавленный тяжелым грузом прожитых лет. Если представить, что они – ветераны - ушли на фронт, когда им было 18, то у многих солидный возраст, а ведь смотри…еще как танцуют, - не унимался рассуждать мой приятель. Он прав. Задору и жизнелюбию ветеранов можно позавидовать.

Как сейчас помню 9 мая 2002 года. Тогда состоялся очередной вечер участников и ветеранов Великой Отечественной войны, организованный Хьюстонским отделением Всеамериканской Ассоциации участников и ветеранов Великой Отечественной войны под руководством Владимира Иосифовича Шайкинда. Прозвучала его короткая вступительная речь, затем были воспоминания ветеранов, застолье, песни и танцы. Как обычно, было весело, шумно, радостно. Все пели и танцевали, не хотели расходиться, но время пребывания в зале специализировнного дома для пенсионеров было ограничено и, по традиции, большинство разошлись по квартирам продолжить празднование.

Мы с компанией друзей отправились вновь, как уже делали к тому времени несколько лет подряд, к рядовой военных лет, известной пулеметчице, чей образ стал прототипом одной из героинь повести писателя Бориса Васильева «А зори здесь тихие…» Саре Рубенчик. Не было танцев, но было много тостов: за Сару и ее боевых друзей, за наших пап и мам, которые прошли через испытания военных лет, за тех мальчишек, которые гасили фугаски на крышах ленинградских домов во время блокады Ленинграда, за тех, кто не дожил до наших дней…

Было спето много песен, а в заключение, мы упросили Сару надеть военную форму. И вот она вышла: в гимнастерке с боевыми наградами, в пилотке набекрень. Перед нами стояла Сара, та самая, 18-летняя, которая добровольно ушла на фронт в первый день войны, а закончила ее в 1946-м  далеко от родной Белоруссии. Их везли мимо ликующих городов, сел и деревень, где уже звучали победные марши, на Дальний Восток. Они ехали в эшелонах на новый фронт, не зная, что их ждет впереди. К счастью, им известили о Победе…

Быть на краю между жизнью и смертью в течение долгих 4-5 лет… Повезло – остались живы, вернулись домой. Страна разрушена – нужно восстанавливать. Принялись за дело. Строили страну, свои семьи, растили детей, потом внуков. Не в том ли кроется секрет их безграничного жизнелюбия, поскольку знают наши ветераны цену жизни? Не знаю…

Ветераны Второй мировой Хьюстона создали свой альбом и регулярно вносят информацию о тех событиях, в которых они участвовали. Есть и индивидуальные страницы с отдельными фотографиями ветеранов – во время войны, в молодости, и сейчас – в Хьюстоне. Листаю альбом. Почти все лица знакомы. С кем-то дружу много лет. С кем-то встречаюсь иногда, но всегда есть, о чем поговорить, о чем спросить. Многих уже нет с нами: годы берут свое, оставляя все меньше и меньше свидетелей военных лет.

Первым в альбоме Василий Алексеевич Алексеев. Он приехал в Хьюстон в 1997-ом из Одессы.  С ноября 1944-го по 1952 год он был в рядах Советской Армии. С 1944-го был курсантом 2-й Вольской школы авиационных механиков. Позже стал механиком самолетов в авиационном истребительном полку. Награжден медалью «За победу над Германией». Тихий, спокойный и интересный собеседник.

Павел Хаймович Белкин приехал в Хьюстон в 1993-м из Ленинграда. В 41-ом ушел добровольцем на фронт, когда ему было 18 лет. Учился в училище Воздушного наблюдения, оповещения и связи в Башкирии, а потом служил в частях противовоздушной обороны Центрального Юго-Западного фронтов. С военной профессией расстался в 1954 году в звании капитана

Александр Яковлевич Кристалл приехал в Хьюстон в 1991 году из Киева, где после окончания в 1949-ом году киевского Медицинского института работал завотделом в бюро судебно-медицинской экспертизы. А с 1942 года служил в действующих войсках с составе 25-ой Гвардейской танковой бригады 2-го Гвардейского танкового корпуса. Был красноармейцем-телеграфистом. Участвовал в боях за Оршу, Минск, Литву, Восточную Пруссию, во взятии городов Кенигсберг, Тильзит. Награжден орденами «Отечественной войны» 2-ой степени, «Красной Звезды», многочисленными медалями. За каждой из этих строк находится жизненный отрезок человека. Он рассказывал о боях за Оршу и Минск, как гибли солдаты, друзья-однополчане.

Это сейчас – сухие факты: участвовал, награжден, служил, рядовой, сержант, капитан. Но если к каждому слову поставить вопросы: что было, что чувствовал, о чем думал, получится история, достойная пера и таланта писателя.  Александр Кристалл был одним из иницаторов включения советских ветеранов Второй мировой во всеамериканскую Ассоциацию ветеранов и инвалидов Второй мировой войны. Он долгое время был бессменным президентом хьюстонского отделения этой ассоциации. В 1999 году Александр Кристал умер.

Их много – ветеранов – в этом альбоме. Не могу не рассказать о Рашель Зиновьевне Лихт не могу не сказать. Она – одна из тех людей, с которой познакомилась вскоре после своего появления в Хьюстоне в 1990-ом. Рашель Зиновьевна закончила Первый Ленинградский медицинский институт. С 1941-го – военный хирург в госпиталях Карельского, Брянского и Центрального фронтов, в 1945-ом – Дальневосточного фронта в войне с Японией. Демобилизовалась в декабре 1945-го в звании капитана медицинской службы. За боевые заслуги награждена орденом «Красной Звезды» и многими медалями. Почему-то из ее рассказа для радио более всего запомнился эпизод, когда Рашель вспоминала, как они с девчонками в часы затишья бегали на танцы в соседний полк. Туфельки брали с собой, а сами босиком по траве и окопам мчались потанцевать.  О жутких операционных днях она тоже рассказывала, но говорила, как о работе, как о том, что обязана была делать в полевых условиях: оперировать, переносить раненых бойцов. Говорят, что ее судьба послужила прототипом героини повести Ю. Германа «Далеко на севере» доктора Шапиро. В Хьюстоне Рашель Лихт была непревзойденным знатоком творчества Пушкина. Она знала всё, что было издано когда-либо о творчестве русского поэта и могла цитировать наизусть главы его произведений. Неожиданно Рашель Лихт ушла из тихой хьюстонской жизни в декабре 1999 года.

Героним Исерович Шейнис. Постоянный радиослушатель. Звонил до передачи, во время передачи - выходил в эфир со своими стихами и мыслями, звонил после передачи, в будние дни - домой. После 4-го курса Московского Государственного университета студента отправили в Сибирь на практику землеустроителя. Там его и застала война. После окончания Новосибирского минометного и томского зенитно-артиллерийско-технического училищ он, в звании младшего техника-лейтенанта, начал службу в войсках противовоздушной обороны Западного фронта. Демобилизовался в 45-ом, а уже в 46-ом закончил с отличием МГУ. Потом—аспирантура, работа в проектных институтах, в правительственных учреждениях. Орден «Отечественной войны» всегда был на лацкане пиджака. Много медалей, которые он нежно хранил. И всегда писал стихи, посвященные Дню Победы. А еще он любил танцевать. Последний раз мы танцевали с ним 9-го мая 2007 года. Героним подошел и, как обычно, галантно пригласил на танец и сразу же извинился, что танцует он в носках. Снял туфли. На всякий случай. Хотя танцор он – отменный. Как и все остальные ветераны. Они умеют вести в танце. Чувствуется офицерская, солдатская выправка и крепкая рука. Потом Героним мне опять звонил. У него на все было свое мнение, всегда было много идей, планов. Последний звонок был в сентябре 2008-го. Я услышала его голос на автоответчике, когда вернулась из длительной поездки. Почему-то сразу не перезвонила, а потом узнала, что Героним уже не позвонит никогда. Он умер   10 октября 2008 года.

Продолжаю листать альбом участников Второй мировой войны из Хьюстона.

Николай Вассерман. С семьей этого ветерана судьба свела в первый день выхода радиопрограммы на русском яызке в Хьюстоне 22 лет назад. Как только закончилась программа, раздался телефонный звонок и взволнованный голос сообщил, что за 13 лет проживания в Хьюстоне их семья впервые услышала русскую речь по радио из Хьюстона. Так мы подружились. Николай оказался участником Второй мировой. Прошел войну с 42-го по 45-й. Был наводчиком орудия, разведчиком 19-ой Истребительно-Противотанковой бригады Резерва Главного Командования на 2-ом Белорусском фронте. Освобождал Нижне-Днепровск, Белосток, Варшаву, Кенисберг и другие города. Форсировал Одер. Был ранен. Вот так коротко. Но ордена «Красной Звезды» и «Славы 3-ей степени» да медали говорят о смелости, находчивости и героизме этого отважного человека – рядового солдата, расставшегося с армией в 1947 году. А перед войной была эвакуация из Киева в Казахстан. Мытарства там. Но после войны вернулся в Киев и 20 лет проработал модельером в Научно-Исследова-тельском Институте Кожевеннообувной промышленности Киева, затем многие годы был заместителем главного модельера Киевского республиканского Дома моделей обуви. Даже когда приехал в Хьюстон в 1980-ом, нашел работу дизайнера на местной обувной фабрике. Пристрастие к работе с кожей переросло в увлечение по творению удивительной красоты картин из кожи. К сожалению, Николай Вассерман немного не дожил до 70-летнего юбилея  Победы. Он ушел от нас в феврале  2015-го. Остались его замечательные работы, сделанные в удивительной технике аппликации на коже. Чаще всего он изображал  голубые и золотые  купола русских православных церквей.

Лет двадцать  назад хьюстонское отделение ветеранов Второй мировой насчитывало более девяноста человек.

Сейчас их четырнадать. Сердце щимит, когда видишь, что кто-то с трудом высиживает празднование, у кого-то на глазах слезы сожаления от того, что годы берут свое, иссякают силы. «Так хочется еще пожить…»- с затаенной надеждой произнес один из ветеранов в разговоре со мной.. Живите, наши дорогие ветераны! Вы – украшение нашей жизни, наши корни, наша сила и опора.

Мы еще потанцуем!

 

Софья Табаровская

главный редактор радиопрограммы на русском языке в Хьюстоне «Мы, Техас и Россия»

 

 

 

Rate this article: 
No votes yet