От Петровской ассамблеи до Татьяниного бала в Хьюстоне

Сообщение об ошибке

  • Notice: Undefined index: taxonomy_term в функции similarterms_taxonomy_node_get_terms() (строка 518 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined index: 0 в функции similarterms_list() (строка 221 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).
  • Notice: Undefined offset: 1 в функции similarterms_list() (строка 222 в файле /hermes/bosnacweb08/bosnacweb08bc/b1842/ipw.russianhoustontodayc/public_html/newscenter/sites/all/modules/similarterms/similarterms.module).

В аккурат 298 лет тому назад, в 1718 году, царь Петр Первый своим высочайшим указом повелел регулярно проводить ассамблеи, явление новое в общественной жизни тогдашней России. Указ в частности гласил: «Ассамблея – слово французское, которое на русском языке одним словом выразить невозможно; обстоятельно сказать – вольное в котором доме собрание или съезд, делается не только для забавы, но и для дела. Ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, при том же и забава».

Ассамблеи положили начало русским балам, которые, как правило, организовывали при царском дворе, а на местах – Дворянскими собраниями. Художественная литература (чего стоит лишь одно описание бала Гоголем!), фильмы, картины художников, песни (вспомним Клавдию Шульженко с ее «Я на балу сейчас…»), да и народная молва создали определенный имидж бала как бурлящего и безудержного веселья. Веселья, наполненного мазуркой, котильоном, падекатром, падэспаном, полонезом и кадрилью; блеском дорогих украшений, сверканием свечей, обнаженными женскими плечами, строгими классическими костюмами кавалеров, мундирами военных и, конечно же, надеждами молоденьких барышень: «Ах, может быть, на сегодняшнем балу исполнится моя мечта и я встречу своего принца!»

Я вспоминаю, как учась в 1960-е годы в Иркутском институте иностранных языков, дочь бывшего брандмейстера, с упоением рассказывала мне о своем первом бале в 16 лет в докоммунистической России, когда она так же трепетно, как и Наташа Ростова из «Войны и мира» Толстого входила в бальный зал. После переворота 1917 года балы заменили на торжественные собрания, праздничные концерты, «елки» и танцевальные вечера. Возрожденная новая Россия вернула незаслуженно обиженный бал в нашу жизнь: вернулись в страну знаменитый во всем мире Венский бал, а также получили повсеместно постоянную прописку всевозможные школьные, кадетские, весенние, осенние и зимние балы.

Слова в Указе Перта I «...но и для дела» обозначали, конечно же, что на ассамблеях решались не только личные дела, но и дела государственной важности, хотя они и не так бросались в глаза. Ассамблеи служили средством объединения основной массы людей (за исключением слуг и крестьян), чествования государственных дат и побед, площадкой для дипломатических усилий, а также для совместных поисков дальнейших путей сотрудничества и развития.

И как бы продолжая здравые традиции петровских ассамблей, Русская православная церковь Святого Владимира в Хьюстоне при поддержке Генконсульства России и многочисленных русскоязычных организаций и любительских творческих коллективов организовали и провели первый русский – Татьянин бал – 26 февраля 2016 года. Это событие важно тем, что, пожалуй, впервые в истории, нашей общине удалось сплотить единомышленников вокруг важной цели – провести был во имя обновления алтаря нашей церкви. Но ведь будут и другие цели....

Хочется также надеяться, что бал этого года послужит дальнейшему духовному развитию русской православной общины Хьюстона, и сближению с другими религиозными конфессиями, (особенно в свете недавней встречи патриарха РПЦ Кирилла и главы католической церкви Франциска) представители которых присутствовали на балу.

Ну, что ж, лиха беда начало...

Григорий Дмитриев,

профессор, академик

Rate this article: 
No votes yet